Порядок оспаривания и применения кадастровой стоимости в 2019 году
26 января 2014 года вступили в силу положения, предусматривающие изменение порядка формирования и предоставления перечня объектов недвижимости, требующих государственной кадастровой оценки на основании Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», который был утвержден приказом Министерства Экономического Развития РФ от 01.11.2013 года, № 648. Положения закона регламентируют Порядок взаимодействия территориальных органов Росреестра с субъектами РФ и муниципальными образованиями*, выступающими в качестве заказчиков кадастровой оценки.
Во избежание неточностей и обеспечения полноты предоставляемых Росреестром сведений, установленный вышеобозначенным положением Порядок определяет формат перечня объектов (включая кадастровые номера и уникальные характеристики того или иного объекта) и запроса на его получение. Сведения, которые должны быть обозначены в представляемых документах, четко определены, равно как и расширенные требования к оформлению перечня объектов.
Представленное положение четко регламентирует механизм взаимодействия территориальных отделений Росреестра с заказчиком, запрашивающим сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости, и включает указание необходимых действий и сроков, отведенных для их исполнения. Например, в том случае, когда в запросе на формирование и предоставления списка объектов недвижимого имущества, отсутствуют конкретные сведения, Росреестр обязан уведомить об этом заказчика в течение семи дней, а после их получения предоставить ему перечень объектов в установленной законом форме (в течение 30 дней с момента получения недостающих данных).
При разработке положения особое внимание было уделено соблюдению равных прав собственников недвижимого имущества в случае государственной кадастровой оценки. Согласно нововведениям, заказчик работ по определению кадастровой стоимости не может потребовать включения в итоговый перечень выборочных объектов. Например, после вступления в силу Порядка, в перечень объектов, подлежащих кадастровой оценке, невозможно включить отдельные участки, входящие в состав сельскохозяйственных земель, которые расположены на границе огороднических, садоводческих и иных некоммерческих объединений. Это значит, что перечень подобных объектов будет включать как земельные участки дачных некоммерческих объединений, так и остальные участки, входящие в состав земель сельскохозяйственного назначения.
При подаче заявки на государственную кадастровую оценку недвижимости заказчик должен указать категорию земель или вид недвижимого объекта (в частности, речь идет об объектах капитального строительства: жилые или коммерческие помещения, сооружения, незавершенные здания т.д.). В положении четко оговаривается порядок подачи запроса, который должен включать однотипные объекты, находящиеся в пределах субъекта РФ или муниципального образования.
Утверждение и внедрение положений вышеобозначенного Порядка, позволило оптимизировать работу территориальных формирований Росреестра и значительно сократить количество обращений в Росреестр и Кадастровую палату по определению кадастровой стоимости того или иного объекта и получения дополнительных сведений о нем.
Перечень предоставляется заявителю в электронном формате, и представляет собой документ установленного образца, подписанный электронной подписью уполномоченного специалиста Росреестра.
*Муниципальное образование может выступать заказчиком кадастровой оценки только в том случае, когда запрашиваемый объект недвижимости находится на его территории.