Покупка, продажа, раздел, оформление в собственность — далеко неполный перечень сделок с недвижимым имуществом, для регистрации которых понадобится выписка из ЕГРН (расшифровка: Единый государственный реестр недвижимости).
Возникновение и переход на ЕГРН
Необходимость оформления выписки из ЕГРН обусловлена вступлением в силу федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 года.
Положения законодательного акта предусматривают создание с 1 января 2017 года Единого государственного реестра недвижимости, включающего сведения из Единого государственного реестра прав (ЕГРП) и Государственного кадастра недвижимости (ГКН).
То есть, ЕГРН является единым хранилищем информации, содержащим всю зарегистрированную в РФ недвижимость, и объединяет реестр объектов, реестр прав, реестр границ, которые до недавних пор содержались в кадастре недвижимости. Тогда как выписка из ЕГРН подтверждает факт регистрации объекта.
Что такое выписка из ЕГРН?
Принятый закон определяет правила ведения ЕГРН, требования к оформлению документов, а также предусматривает внедрение единой учетно-регистрационной процедуры.
В частности, законодательный акт уточняет состав и правила ведения Реестра, а также регламентирует требования к документам, необходимым для регистрации прав и осуществления кадастрового учета, в том числе ответственность сторон и основания для отказа в кадастровом учете и регистрации прав.
Нововведения в законодательстве повлекли за собой изменения в содержание и форму предоставления информации.
Порядок оформления и формы выписок
Право собственности на объекты недвижимости (будь то квартира, дом, земельный участок или машино-место) возникает только с момента его государственной регистрации, которая осуществляется в территориальных отделениях Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Сведения о зарегистрированных в ЕГРН объектах недвижимости, согласно приказу Минэкономразвития №378 от 20 июня 2016 года, могут быть выданы в одной из четырех форм выписок, которые включают:
- основные характеристики и зарегистрированные права на объект недвижимости;
- сведения о переходе прав на объект недвижимости;
- сведения о правах лица на имевшуюся (имеющуюся) у него недвижимость;
- данные о дате получения заявления о государственном кадастровом учете и регистрации прав, а также приложенных к нему документах.
Содержание выписок из ЕГРН
Сведения, содержащиеся в ЕГРН, включают следующую информацию:
- реквизиты органа, осуществившего государственную регистрацию;
- кадастровый (условный) номер объекта;
- основные характеристики объекта (назначение, площадь);
- адрес объекта, в том числе: этаж квартиры, план дома или здания;
- вид, номер и дата государственной регистрации права, ФИО правообладателя;
- площадь помещения или квартиры;
- кадастровая стоимость;
- наличие ипотеки;
- ограничения или обременения на объект недвижимости;
- сведения об изъятии недвижимости для государственных и муниципальных нужд;
- данные лица, обратившегося за выпиской.
Отличия разных выписок видов выписок из ЕГРН смотрите в разделе «Образцы».
Таким образом, сведения, получаемые из Единого государственного реестра недвижимости, содержат данные, которые подтверждают права владельца и иную информацию, необходимую для проведения операций с недвижимостью.
Могут ли вам отказать?
Отказ в выдаче сведений, содержащихся в ЕГРН, возможен в случаях:
- некорректного составления запроса;
- неправомочности запроса заявителя.
В редких случаях отказ также может быть получен ввиду отсутствия информации о запрашиваемом объекте (в Реестре содержатся сведения только об объектах, зарегистрированных после 31 января 1998 года).
В случае отказа Росреестр в письменном виде (онлайн или на официальном бланке, в зависимости от формы подачи заявления) разъяснит причину отказа.
Срок действия выписки из ЕГРН
Срок действия документа определяется актуальностью отображаемой в нем информации. Соответственно, чем ближе дата получения выписки ко дню оформления сделки — тем лучше.
В законе не прописан срок, в течение которого выписка считается действительной. Однако юридическая практика показывает, что для совершения сделки необходим документ, со дня выдачи которого прошло не более 30 дней.